"У нас украли веру": как Армянская апостольская церковь оказалась на грани раскола

Тлевший годами внутренний конфликт уже в ближайшее время может перерасти в масштабный кризис в одной из древнейших христианских церквей. Русская служба Би-би-си выяснила, что накопившиеся претензии мирских диаспор к иерархам совпали с оппозиционным движением внутри Армянской апостольской церкви (ААЦ), а недовольные лидеры светских общин из России уже несколько месяцев общаются с мятежным духовенством в Армении.

В Сибири, Поволжье и на Урале лидеры армянских общественных организаций обвиняют Российскую епархию ААЦ в рейдерских захватах, алчности, авторитарном стиле управления и попытках поссорить диаспору. В церкви говорят, что за этими обвинениями стоит неграмотность и тщеславие.

Одновременно часть духовенства ААЦ открыто считает, что действия родного брата архиепископа Российского Езраса - католикоса и патриарха всех армян Гарегина II - могут привести к нарушению церковных канонов и ереси.

Если два этих оппозиционных течения объединятся, это может привести к созданию параллельной сети приходов и фактическому расколу.

Однако в церкви конфликт либо не замечают, либо стараются игнорировать. Пресс-служба владыки Езраса на все вопросы Би-би-си ответила тремя предложениями, которые сводились к тому, что "в приходской жизни Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ нет никаких проблем".

"Это моя Лианочка. Мы пять лет не могли ее покрестить, представляете? Семнадцать раз в епархию звонили, просили священника прислать. Не приехал никто", - говорит Арсен Мосоян, показывая фотографии дочки в телефоне.

Отчаявшись дождаться священника ААЦ из Москвы, ижевские армяне пригласили монаха из Армении. Так они оказались в центре конфликта, который годами назревал внутри Армянской церкви, но выплеснулся наружу лишь сейчас.

Арсен Мосоян живет в Ижевске уже 26 лет. Отслужив в псковской дивизии ВДВ, он вернулся в Удмуртию и начал строительный бизнес. Когда армянская община решила построить в Ижевске храм, он помогал всем, чем мог. После работы приезжал с друзьями к будущей церкви, клал фундамент, возводил стены, сам заливал бетон.

Храм возводился на деньги членов Армянской общественной организации Удмуртии, ее председателя Мнацакана Аракеляна и сочувствующего бизнесмена из Башкирии. Как считает Мосоян, Российская епархия ААЦ в строительстве не участвовала.

В 2012 году храм был достроен, и община обратилась в Москву к архиепископу Езрасу с просьбой освятить церковь и прислать священника. В ответ архиепископ попросил переоформить на епархию право собственности на церковь и всю прилегающую территорию и принять устав, передающий всю власть назначенному из Москвы настоятелю.

Община выполнила эти условия, но храм остался неосвященным. Как рассказал Би-би-си председатель диаспоральной организации Аракелян, епархия якобы выдвинула два дополнительных требования: от общины потребовали платить зарплату присланному из Москвы священнику (поверх доходов от всех выполняемых обрядов) и перевести в "стабилизационный фонд" епархии 1,2 млн рублей. В епархии не ответили на вопрос Би-би-си про эти условия.

"Все это звучало как какие-то поборы, - вздыхает Мосоян. - У епархии все разговоры только о деньгах. Будто это не церковь, а бизнес или торговая точка".

Comments

Popular posts from this blog

"Криминальный кризис". Почему кражи в Барселоне становятся все более жестокими

湖北恩施房协发布房价止跌令 官方:无强制效力

अयोध्या मामले की सुनवाई से क्यों हटे जस्टिस यू यू ललित?